Вольтеровское кресло
В Европе такое кресло именовали "крылатым" или "дедушкиным" (grandfather chair). Форма вольтеровского кресла хорошо известна по портретам второй половины XIX века. Это широкое и глубокое кресло с высокой спинкой, имеющей характерные выступы в верхней части. Такой тип сиденья для пожилых людей появился в конце XVII века, в годы царствования Людовика XIV. "В это же время у кресел, предназначенных для стариков, по сторонам спинки на высоте головы появляются два полукруглых выступа, также обитые материей".
Подобная конструкция хорошо защищала от сквозняков. Европейские типы сидений появились в России с Петровскими реформами, но широкое распространение получили лишь в Екатерининскую эпоху. Именно тогда столичные и провинциальные дворяне начинают заботиться о личном комфорте, а не только о "представительском" оформлении своего жилища. По времени подобные перемены в бытовой культуре совпадали с увлечением трудами и личностью Вольтера, последние годы жизни которого были омрачены тяжелой болезнью, приковавшей его к креслу. Правда, кресло Вольтера со знаменитого скульптурного портрета работы Гудона из Эрмитажа (1781) не имеет ничего общего с тем, которое стали называть вольтеровским.
В России были хорошо известны не только сочинения "славнейшего нынешнего времени писателя", но и многие подробности его жизни. Их передавали изустно или черпали из многочисленных печатных изданий, таких, как "Анекдоты о Вольтере" Шабанова (1798); "Жизнь славнейшего г. Вольтера: Со включением 1) разных анекдотов о сем муже; 2) стихотворческих и прозаических сочинений, служащих объяснением оныя" (1786). С особым интересом относились к коммерческой деятельности Вольтера, учредившего в Фернье (место паломничества русских путешественников) в 1776 году часовую мануфактуру, продукция которой поступала большей частью в Россию. Не исключено, что, покупая часы, обыватели считали, что приобретают вещь, сделанную руками знаменитого француза. Так и кресло, удобное для немощных старцев и отдыха, приобрело его имя.
Вольтеровское кресло имело множество модификаций: с выдвижным или откидным столиком для письма; с длинным складным сиденьем, позволявшим полулежать в нем. Последнее описано Л. Н. Толстым: "Под освещенными ризами киота стояло длинное вольтеровское кресло, и на кресле, обложенном сверху снежно-белыми, не смятыми, видимо, только что перемененными подушками, укрытая до пояса ярко-зеленым одеялом, лежала знакомая Пьеру величественная фигура его отца, графа Безухова, с той же седою гривой волос, напоминавших льва, над широким лбом и с теми же характерно-благородными крупными морщинами на красивом красно-желтом лице".